Запрещенные и разрешенные игры в исламе

nardy-ruchnoj-raboty_4.4.1000x800wИгры всегда связаны со знанием, культурой и временем. Так как они являются отражением жизни, то отличаются друг от друга в разных культурах. Поэтому не представляется возможным в рамках одной фетвы вынести решение относительно огромного разнообразия всех существующих на сегодняшний день игр. Но можно обозначить некоторые общие критерии.

Как гласит известный принцип фикха: «Все вещи и действия в своей основе нейтральны (мубах)». Поэтому можно заявить, что все игры, которые не содержатся запрещенных (харам) элементы, сами не приводят к хараму, не отвлекают человека от его обязанностей и поклонения, являются нейтральными, т.е. мубах.

Опять же, следуя вышеприведенному принципу, мы можем заявить, что количество разрешенных (халяль), т.е. мубах, игр огромно, запрещенных же очень мало. При этом к запрещенным можно отнести те, которые обладают одним из приведенных ниже качеств:

– Азартные игры или те, в которых используются те же приспособления, что для азартных игр. Ведь символы важны, так как вызывают свои ассоциации. Поэтому запрещены игры с использованием тех же приспособлений, что используются в нардах, игральных карт, домино, даже если при этом не делаются ставки. Ведь с подобными приспособлениями можно играть и в азартные игры. Даже если не делать ставки, это считается поощрением к азартным играм. Может, именно по этой причине не были запрещены шахматы. Ведь использовать их в азартных играх невозможно. В достоверном хадисе, приводимом у Муслима, говорится: «Тот, кто играет в нарды, подобен тому, кто прикасается руками к мясу и крови свиньи». В связи с этим можно вспомнить, что если человек пьет воду, представляя, что это вино, он совершает такой же грех, как тот, кто в действительности распивает спиртное.

– Игры, в которых имеются элементы, связанные с колдовством, предсказаниями будущего, гаданием. Ведь все своего рода реклама харама.

– Дикие игры, представляющие опасность для жизни или здоровья. Человеку запрещено самому себе ввергать себя в опасность.

– Игры, поощряющие к варварству, убийству, прелюбодеянию и другим грехам.

– Игры, которые предполагают облегающие или открывающие аурат одежды. С этой точки зрения спорна дозволенность некоторых традиционных видов борьбы, хотя их и называют «спортом наших предков».

– Игры, которые показывают привлекательными неверие и неверных или содержат символы других религий, рекламируя их.

– Игры, которые противоречат нашему вероубеждению (акида). Например, в которых человеку дается способность убивать и воскрешать, т.е. те качества, которые присущи только Аллаху.

– Игры, которые ведут к расточительству и материальному урону, к унижению человека или издевательству над ним.

– Игры, наносящие урон соседям или друзьям.

– Такие игры, в которых подразумевается мучение животных, такие как петушиные и собачьи бои, коррида и т.п. Большинство конных игр не относятся к этому виду. Например, национальная турецкая игра джирит полностью соответствует сунне. Между тем, коррида, в том числе и ее версии с огнем, а также практикуемая опять же в некоторых городах Испании игра, когда с самого высокого здания города сбрасывают козу, это типичный образец дикости и варварства. Сейчас в разных уголках мира игры с таким мучением или убийством животных на потехе публике получили такое распространение, как никогда раньше в истории. Может, именно это служит причиной тех бедствий, которые ниспосылает на нас Аллах. Посланник Аллаха (с.а.в.) говорил: «Будьте милосердны к тем, кто на земле, чтобы к вам были милосердны те, кто на небе», «Знаете ли вы, что Аллах посылает вам пропитание ради слабых и бессловесных тварей?» Что же это может быть за удовольствие – наблюдать за мучением бессловесного животного? Получать его могут только те люди, которые, по выражению Корана, являются «хуже, чем животные». Ни одно живое существо, кроме человека, не находит удовольствие в том, чтобы мучить кого-то.

Сейчас игры и развлечения превратились в целую индустрию, поэтому, возможно, уместно оценивать их уже как совсем другую категорию.

В связи с этим если зарабатывать деньги азартными играми или способами, которые можно определить как азартные, однозначно является запретным (харам), то нет доказательств, позволяющих то же самое безоговорочно утверждать в отношении получения денег за какие-то игры, носящие характер соревнования, таких, как футбол, успех в которых зависит от знаний и способностей человека.

Мне кажется полезным повторить: люди ни с какой точки зрения не являются одинаковыми. Если один в пятьдесят лет ведет себя как ребенок, то другой в этом возрасте может уже достичь такого уровня, что стоит превыше земных потребностей, обрел близость к Аллаху, достиг высот в познание Его и этого мира.  А между этими двумя степенями существует тысячи ступеней. Поэтому бессмысленно ожидать, чтобы все люди вели себя одинаково, отдалялись бы от игр и развлечений. Возможно, хадис «Этот мир и все находящее в нем, проклято. Исключение представляют только поминание Аллаха и то, что приближает к Нему, а также ученые и люди знающие» имеет в виду именно вершину отреченности от этого мирских благ. И он призывает не оставлять эти блага, а использовать их во имя Аллаха и так, как Он желает.

Фарук Бешер

Источник: http://www.yenisafak.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

Один комментарий на «“Запрещенные и разрешенные игры в исламе”»

  1. In my opinion you commit an error. Write to me in PM, we will discuss.

    —–
    https://japancasino-x.com/ |https://japancasino-x.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *