Обращение ко Всевышнему с мольбами считается одной из форм поклонения Богу в исламе. Человек, обращающийся с просьбой к Создателю, показывает свою нужду во Всевышнем и подтверждает этим свою веру в то, что лишь Аллах может дать ему все то, в чем он нуждается, что Он – Единственный, на Кого надлежит полагаться и к Кому нужно обращаться с молитвами. Во многих своих изречениях пророк Мухаммад, мир ему, побуждает своих последователей обращаться с мольбами и просьбами к Аллаху, Господу миров. Пророк, мир ему, также указал на некоторые ситуации, когда мольба не будет отвергнута Богом. К примеру, когда посланника Аллаха, мир ему, спросили о молитвах, которые принимаются быстрее, он ответил: «Те, которые вы читаете посреди ночи и после обязательных (фарз) намазов» (Тирмизи). Также Пророк, мир ему, говорил: «Лучшая мольба – это мольба в день Арафа» (Тирмизи); «Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается» (Ибн Маджа, Хаким); «Нет сомнения в том, что услышаны будут три мольбы: мольба родителя, мольба путника и мольба притесняемого» (Бухари, Ахмад, Абу Давуд) и др. К молитвам, которые не отвергаются Богом, относится и мольба, выполненная между призывом на намаз (азан) и объявлением о его начале (икама).
Хадисы о молитве после азана
عَنْ أَنَسٍ – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ – قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: “لَا يُرَدُّ الدُّعَاءُ بَيْنَ الْأَذَانِ وَالْإِقَامَةِ”. رواه النسائي
Передают, что Анас ибн Малик (р.а.) рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута». Хадис передал ан-Насаи.
وَعَنْ جَابِرٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ اللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلَاةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَهُ حَلَّتْ لَهُ شَفَاعَتِي يَوْمَ الْقِيَامَة» . رَوَاهُ البُخَارِيّ
Передают, что Джабир (р.а.) рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Кто, услышав призыв на намаз, скажет: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого совершающегося намаза, даруй Мухаммаду аль-василя, превознеси его над остальными творениями и приведи его [в Судный день] к тому достохвальному месту, которое Ты обещал ему. Воистину, Ты не нарушаешь своего обещания! (Аллаахумма рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-салати-ль-каима, ати мухаммадани-ль-василята ва-ль-фадылята, ва-б‘асху макама-м-махмудан-и-ллязи ва‘адтаху, иннака ля тухлифу-ль-ми‘ад)», – тот будет удостоен моего заступничества в Судный день». Хадис передал Бухари.
Что касается хадиса Джабира, то подобный ему передается от Абдуллаха ибн Амра, в нем сказано: «… затем просите для меня аль-василя». Хадис передал Муслим.
Отдельные выражения хадиса
Под выражением «النِّدَاء» (призыв), упоминаемом в арабском тексте хадиса, имеется в виду азан. Определенный артикль «аль» в этом слове указывает на общеизвестность, то есть смысл такой: известный призыв для намаза. Или же призыв муэдзина, так как определенный артикль «аль» в этом случае упомянут как заменитель мудафа иляйхи. Но в обоих случаях смысл одинаков. Выражение «الْوَسِيلَةَ», (аль-василя) в арабском тексте хадиса, означает то, посредством чего приближаются к великому. Глагол «тавассальту» означает «приблизился». В хадисе же имеется в виду высокая степень.
Слово «مَقَامًا» (макаман) означает «место стояния». Под словами «достохвальное место» имеется в виду, что стоящий на таком месте достоин похвалы. Смысл же следующий: «Воскреси его в Судный день и поставь его на это место», или же «воскреси его обладателем этого места».
Пророк Мухаммад, мир ему, побуждает нас проговаривать мольбу после азана и сообщает нам в хадисе, переданном Анасом, что «… не будет отвергнута …» мольба, совершаемая между азаном и икамой. Слово «мольба» в хадисе упоминается в абсолютном (мутлакан) смысле [без каких-либо ограничений и исключений], и поэтому согласно его буквальному смыслу ему соответствует любая мольба. Однако очевидным является, что оно ограничено указаниями других хадисов и что под этим словом имеется в виду такая мольба, которая не имеет ничего общего с мольбой о греховном и о порывании родственных связей.
Второй хадис разъясняет ту форму мольбы, которую нужно стремиться проговаривать после азана, которая не останется без ответа и обладает великим достоинством: совершающий ее удостаивается заступничества Пророка, мир ему, в Судный день.
Выражение: «Кто, услышав призыв на намаз, скажет …» означает «прослушал его полностью», потому что слово «призыв» упомянуто в абсолютном смысле (мутлакан). Под абсолютным выражением в арабском языке имеется в виду что-то отдельное и полноценное. На это указывает хадис Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, в котором рассказывается, что он слышал, как Пророк, мир ему, сказал: «Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем молитесь за мое благословение. Поистине, если кто-либо помолится за мое благословение, того Аллах благословит в десятикратном размере. После этого попросите у Аллаха для меня наивысшее место в раю. Оно полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же, кто попросит у Аллаха для меня наивысшее место в раю, будет удостоен заступничества».
«…О Аллах, Господь этого совершенного призыва …». Под призывом здесь имеется в виду призыв единобожия «Ашхаду ан ля иляха илля-ллах (свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)» вместе с его дополнением «Ашхаду анна мухаммда-р-расулю-ллах (Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха)», совершенный призыв. Потому что в нем нет изменения, его не может коснуться какой-либо недостаток или изъян, не может изменить его какое-либо вероисповедание, никогда не сможет аннулировать его религия, напротив, он останется до Судного дня, его не коснется ложь и порочность. В некоторых преданиях сказано: «… призыв истины …», – и в этом призыве наилучшие слова «ля иляха илля-ллах мухаммда-р-расулю-ллах».
«… и этого совершающегося намаза …», то есть намаза, для которого муэдзин произносит азан и призывает людей. В этом смысл намаза с точки зрения религиозной терминологии.
Под словами «… даруй Мухаммаду аль-василя …» подразумевается наивысшая степень, как это растолковывается в хадисе Абдуллаха ибн Амра, ибо в нем говорится: «Поистине, это степень», очень Великая и высокого значения «в раю, которая полагается только одному из рабов Аллаха …».
«… превознеси его над остальными творениями …». Что касается добавления «и высокую степень» (ва-д-дараджата ар-рафи‘ата), проговариваемого людьми, то в сунне нет этому основы и нет в нем необходимости.
«…и приведи его [в Судный день] к тому достохвальному месту …». То есть сделай так, чтобы в Судный день он стал объектом похвалы и обладателем разного рода достоинств. Среди большинства богословов распространенным мнением является, что здесь имеется в виду Великое заступничество, ибо все люди будут хвалить Пророка мир ему. Такое толкование упомянуто в аль-Бухари и других сборниках. Это не противоречит другим мнениям, высказанным относительно данных слов, ибо они представляют собой преддверие заступничества и то, что следует за ним.
«… которое Ты обещал ему …», – в аяте «‘аса ай-йаб‘асака раббука макамам-махмуда» (в надежде, что Господь твой определит тебе достойное место [в будущей жизни].) [3] (17:79). Слово «‘аса» (может быть) несет смысл надежды и ожидания. Однако, когда оно исходит от Аллаха, то несет смысл обещания, которое непременно произойдет. Аль-Байхакый приводит следующее добавление: «Поистине, Ты не нарушаешь обещаний».
«… то он будет удостоен моего заступничества в Судный день», то есть оно будет заслужено и станет обязательным, как это упоминается в хадисе Ибн Масуда у ат-Тахави: «Оно [т.е. постижение заступничества] станет обязательным для него».
«… моего заступничества …», то есть особенное, специальное заступничество. Что касается общего заступничества за грешников, то оно постигнет и того, кто проговаривал эту мольбу, и других. Пророк Мухаммад мир ему обладает разными видами заступничества. Одно из них, чтобы ввести людей в Рай напрямую, без отчета. Другое – для повышения степеней в Раю. Есть у него и заступничество за людей, чтобы они были приближенными к нему мир ему. О Аллах, одари нас этими заступничествами.
Правовые положения извлекаемые из хадисов
Также относительно «аль-василя» было сказано следующее: с этого места начинают свое ответвление все райские сады. Это рай адн (эдем), место вечного пребывания. Он связан со всеми райскими садами.
Подтверждение обладания Пророком мир ему более высокой степенью. На это указывают слова хадиса: «… превознеси его над остальными творениями …», – то есть степенью, превышающей остальные творения.
От Пророка мир ему передаются следующие варианты мольбы:
– «Тому, кто, услышав муэдзина, скажет: «И я свидетельствую, что нет Бога кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад Его раб и Посланник, я доволен Аллахом как Господом, Мухаммадом как Посланником, исламом как религией», – простятся его грехи». Этот хадис вывел Муслим.
– «Кто во время призыва муэдзина скажет: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого благодатного намаза, благослови Мухаммада, будь доволен мною довольством, после которого Ты не разгневаешься», – тому Аллах ответит на его просьбу». Этот хадис вывел Ахмад.
«О Аллах, Господь этого совершенного, правдивого призыва, не остающегося без ответа, и на который было отвечено, Господь призыва истины и слов единобожия, оживи нас с ними, умертви нас с ними и воскреси нас с ними, сделай нас лучшими их обладателями из числа живых и мертвых. Затем пусть обращается к Аллаху со своей просьбой». Этот хадис вывел аль-Хаким.
Добавить комментарий