Лексико-богословский анализ хадисов пророка Мухаммада, мир ему, о молитве, читаемой после азана

Обращение ко Всевышнему с мольбами считается одной из форм поклонения Богу в исламе. Человек, обращающийся с просьбой к Создателю, показывает свою нужду во Всевышнем и подтверждает этим свою веру в то, что лишь Аллах может дать ему все то, в чем он нуждается, что Он – Единственный, на Кого надлежит полагаться и к Кому нужно обращаться с молитвами. Во многих своих изречениях пророк Мухаммад, мир ему, побуждает своих последователей обращаться с мольбами и просьбами к Аллаху, Господу миров. Пророк, мир ему, также указал на некоторые ситуации, когда мольба не будет отвергнута Богом. К примеру, когда посланника Аллаха, мир ему, спросили о молитвах, которые принимаются быстрее, он ответил: «Те, которые вы читаете посреди ночи и после обязательных (фарз) намазов» (Тирмизи). Также Пророк, мир ему, говорил: «Лучшая мольба – это мольба в день Арафа» (Тирмизи); «Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается» (Ибн Маджа, Хаким); «Нет сомнения в том, что услышаны будут три мольбы: мольба родителя, мольба путника и мольба притесняемого» (Бухари, Ахмад, Абу Давуд) и др. К молитвам, которые не отвергаются Богом, относится и мольба, выполненная между призывом на намаз (азан) и объявлением о его начале (икама).

 

Хадисы о молитве после азана

 

عَنْ أَنَسٍ – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ – قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: “لَا يُرَدُّ الدُّعَاءُ بَيْنَ الْأَذَانِ وَالْإِقَامَةِ”. رواه النسائي

Передают, что Анас ибн Малик (р.а.) рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута». Хадис передал ан-Насаи.

 

وَعَنْ جَابِرٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ اللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلَاةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَهُ حَلَّتْ لَهُ شَفَاعَتِي يَوْمَ الْقِيَامَة» . رَوَاهُ البُخَارِيّ

Передают, что Джабир (р.а.) рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Кто, услышав призыв на намаз, скажет: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого совершающегося намаза, даруй Мухаммаду аль-василя, превознеси его над остальными творениями и приведи его [в Судный день] к тому достохвальному месту, которое Ты обещал ему. Воистину, Ты не нарушаешь своего обещания! (Аллаахумма рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-салати-ль-каима, ати мухаммадани-ль-василята ва-ль-фадылята, ва-б‘асху макама-м-махмудан-и-ллязи ва‘адтаху, иннака ля тухлифу-ль-ми‘ад)», – тот будет удостоен моего заступничества в Судный день». Хадис передал Бухари.

Что касается хадиса Джабира, то подобный ему передается от Абдуллаха ибн Амра, в нем сказано: «… затем просите для меня аль-василя». Хадис передал Муслим.

 

Отдельные выражения хадиса

Под выражением «النِّدَاء» (призыв), упоминаемом в арабском тексте хадиса, имеется в виду азан. Определенный артикль «аль» в этом слове указывает на общеизвестность, то есть смысл такой: известный призыв для намаза. Или же призыв муэдзина, так как определенный артикль «аль» в этом случае упомянут как заменитель мудафа иляйхи. Но в обоих случаях смысл одинаков. Выражение «الْوَسِيلَةَ», (аль-василя) в арабском тексте хадиса, означает то, посредством чего приближаются к великому. Глагол «тавассальту» означает «приблизился». В хадисе же имеется в виду высокая степень.

Слово «مَقَامًا» (макаман) означает «место стояния». Под словами «достохвальное место» имеется в виду, что стоящий на таком месте достоин похвалы. Смысл же следующий: «Воскреси его в Судный день и поставь его на это место», или же «воскреси его обладателем этого места».

Пророк Мухаммад, мир ему, побуждает нас проговаривать мольбу после азана и сообщает нам в хадисе, переданном Анасом, что «… не будет отвергнута …» мольба, совершаемая между азаном и икамой. Слово «мольба» в хадисе упоминается в абсолютном (мутлакан) смысле [без каких-либо ограничений и исключений], и поэтому согласно его буквальному смыслу ему соответствует любая мольба. Однако очевидным является, что оно ограничено указаниями других хадисов и что под этим словом имеется в виду такая мольба, которая не имеет ничего общего с мольбой о греховном и о порывании родственных связей.

Второй хадис разъясняет ту форму мольбы, которую нужно стремиться проговаривать после азана, которая не останется без ответа и обладает великим достоинством: совершающий ее удостаивается заступничества Пророка, мир ему, в Судный день.

Выражение: «Кто, услышав призыв на намаз, скажет …» означает «прослушал его полностью», потому что слово «призыв» упомянуто в абсолютном смысле (мутлакан). Под абсолютным выражением в арабском языке имеется в виду что-то отдельное и полноценное. На это указывает хадис Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, в котором рассказывается, что он слышал, как Пророк, мир ему, сказал: «Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем молитесь за мое благословение. Поистине, если кто-либо помолится за мое благословение, того Аллах благословит в десятикратном размере. После этого попросите у Аллаха для меня наивысшее место в раю. Оно полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же, кто попросит у Аллаха для меня наивысшее место в раю, будет удостоен заступничества».

«…О Аллах, Господь этого совершенного призыва …». Под призывом здесь имеется в виду призыв единобожия «Ашхаду ан ля иляха илля-ллах (свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)» вместе с его дополнением «Ашхаду анна мухаммда-р-расулю-ллах (Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха)», совершенный призыв. Потому что в нем нет изменения, его не может коснуться какой-либо недостаток или изъян, не может изменить его какое-либо вероисповедание, никогда не сможет аннулировать его религия, напротив, он останется до Судного дня, его не коснется ложь и порочность. В некоторых преданиях сказано: «… призыв истины …», – и в этом призыве наилучшие слова «ля иляха илля-ллах мухаммда-р-расулю-ллах».

«… и этого совершающегося намаза …», то есть намаза, для которого муэдзин произносит азан и призывает людей. В этом смысл намаза с точки зрения религиозной терминологии.

Под словами «… даруй Мухаммаду аль-василя …» подразумевается наивысшая степень, как это растолковывается в хадисе Абдуллаха ибн Амра, ибо в нем говорится: «Поистине, это степень», очень Великая и высокого значения «в раю, которая полагается только одному из рабов Аллаха …».

«… превознеси его над остальными творениями …». Что касается добавления «и высокую степень» (ва-д-дараджата ар-рафи‘ата), проговариваемого людьми, то в сунне нет этому основы и нет в нем необходимости.

«…и приведи его [в Судный день] к тому достохвальному месту …». То есть сделай так, чтобы в Судный день он стал объектом похвалы и обладателем разного рода достоинств. Среди большинства богословов распространенным мнением является, что здесь имеется в виду Великое заступничество, ибо все люди будут хвалить Пророка мир ему. Такое толкование упомянуто в аль-Бухари и других сборниках. Это не противоречит другим мнениям, высказанным относительно данных слов, ибо они представляют собой преддверие заступничества и то, что следует за ним.

«… которое Ты обещал ему …», – в аяте «‘аса ай-йаб‘асака раббука макамам-махмуда» (в надежде, что Господь твой определит тебе достойное место [в будущей жизни].) [3] (17:79). Слово «‘аса» (может быть) несет смысл надежды и ожидания. Однако, когда оно исходит от Аллаха, то несет смысл обещания, которое непременно произойдет. Аль-Байхакый приводит следующее добавление: «Поистине, Ты не нарушаешь обещаний».

«… то он будет удостоен моего заступничества в Судный день», то есть оно будет заслужено и станет обязательным, как это упоминается в хадисе Ибн Масуда у ат-Тахави: «Оно [т.е. постижение заступничества] станет обязательным для него».

«… моего заступничества …», то есть особенное, специальное заступничество. Что касается общего заступничества за грешников, то оно постигнет и того, кто проговаривал эту мольбу, и других. Пророк Мухаммад мир ему обладает разными видами заступничества. Одно из них, чтобы ввести людей в Рай напрямую, без отчета. Другое – для повышения степеней в Раю. Есть у него и заступничество за людей, чтобы они были приближенными к нему мир ему. О Аллах, одари нас этими заступничествами.

 

Правовые положения извлекаемые из хадисов

  • Оба хадиса указывают на Великую пользу и достоинство азана. Азан стал одним из случаев, когда принимается мольба человека. Это за счет той Великой степени, которую имеет призыв веры, содержащийся в азане, а также призыв действия к намазу, в частности, и успеху в общем, а именно успеху во всем, что желает человек в мирской жизни и жизни вечной.
  • Побуждение к обращению с мольбой после азана, потому что она не отвергается. Буквальный смысл хадиса: «Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута» охватывает тех, кто слышал азан и икаму, а также тех, кто не слышал их из-за удаленности, занятости и др., но зная о наступлении времени намаза, обратился к Аллаху с мольбой, и его мольба будет принята. Об этом сказал ан-Навави, в его пользу свидетельствует общий смысл (умум) хадиса.
  • Побуждение просить «аль-василя» для Пророка, мир ему. Хадис Абдуллаха ибн Амра указывает на то, что этому предшествует мольба за благословение Пророка Мухаммада мир ему. Нет разногласия в том, что это является желательным именно таким образом.
  • Подтверждение того, что степень «аль-василя» будет принадлежать Пророку мир ему. На это указывают слова: «… я надеюсь, что им окажусь я …». Надежда, обращенная к Щедрому Аллаху, обязательно сбудется. Аль-василя – это самая близкая из степеней Рая к Трону (аль-арш), самая высокая и почетная. На это указывает хадис, переданный имамом Ахмадом с иснадом от Абу Саида аль-Худри, в котором Пророк мир ему говорит: «Аль-василя – это степень пред Аллахом, выше которой нет. Просите Аллаха даровать мне ее».

Также относительно «аль-василя» было сказано следующее: с этого места начинают свое ответвление все райские сады. Это рай адн (эдем), место вечного пребывания. Он связан со всеми райскими садами.

  • Подтверждение того, что достохвальное место, упомянутое в хадисе, будет принадлежать Пророку мир ему, так как на это указывает аят Корана: «… может быть, пошлет тебе твой Господь место достохвальное!» (17:79), – а также побуждение Пророка мир ему просить это для него. Смысл обращения с мольбой об этом вместе с тем, что оно уже обещано Пророку мир ему заключается в почитании его и исполнении нашего долга перед ним. Также в этом заключена другая важная польза: упоминание этих достоинств становилось стимулом к усилению следования за Пророком мир ему и приверженности его сунне, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха.

Подтверждение обладания Пророком мир ему более высокой степенью. На это указывают слова хадиса: «… превознеси его над остальными творениями …», – то есть степенью, превышающей остальные творения.

  • Хадис Анаса «Мольба между призывом на намаз и объявлением о его начале не будет отвергнута» указывает на любую форму мольбы. Тексты хадисов, переданных Джабиром: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого совершающегося намаза, даруй Мухаммаду …», а также Ибн Амром: «затем просите о благословении для меня … затем просите для меня аль-василя», – указывают на две формы. В других хадисах упоминаются другие варианты мольбы и поминания (зикр). Поэтому пусть верующий стремится проговаривать те варианты мольбы, которые упоминаются в хадисах, и добавляет к этому, что желает попросить для мирской жизни и для вечной.

От Пророка мир ему передаются следующие варианты мольбы:

– «Тому, кто, услышав муэдзина, скажет: «И я свидетельствую, что нет Бога кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад Его раб и Посланник, я доволен Аллахом как Господом, Мухаммадом как Посланником, исламом как религией», – простятся его грехи». Этот хадис вывел Муслим.

– «Кто во время призыва муэдзина скажет: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого благодатного намаза, благослови Мухаммада, будь доволен мною довольством, после которого Ты не разгневаешься», – тому Аллах ответит на его просьбу». Этот хадис вывел Ахмад.

«О Аллах, Господь этого совершенного, правдивого призыва, не остающегося без ответа, и на который было отвечено, Господь призыва истины и слов единобожия, оживи нас с ними, умертви нас с ними и воскреси нас с ними, сделай нас лучшими их обладателями из числа живых и мертвых. Затем пусть обращается к Аллаху со своей просьбой». Этот хадис вывел аль-Хаким.