Религиозные основы как фактор самосохранения

Религиозные основы как фактор самосохранения

Современный мир открыт для человека как никогда, и не только в плане глобализации информационного пространства и большого количества возможностей для саморазвития, путешествий и познания, но и в плане совершенствования своей духовной составляющей. Сегодня религия постепенно выходит из так называемой консервации, состояния ущемления (стагнации) и предстает перед человеком во всём своём величии. Однако, несмотря на столь стремительный процесс восстановления духовности, существует проблема, заключающаяся в неполноценном соблюдении заповедей религии, а именно в пренебрежении первостепенными обязанностями, предписанными Богом человеку. Верующие недостаточно серьезно относятся к практической стороне ислама, представляющей собой фундамент религии. Сохранение основ очень важно: вера человека будет находиться в шатком состоянии в случае пренебрежения ими, что, в свою очередь, негативно отразится на базовых ценностных ориентирах личности и окажет отрицательное влияние на все сферы его жизнедеятельности. Как без прочного фундамента здание может дать трещину или разрушиться, так и без веры человек может морально разложиться и угаснуть.

Сегодня мусульманское общество условно классифицируется на «практикующих» и «не практикующих» верующих.

Под «практикующим» верующим понимается человек, принявший ислам, т.е. являющийся последователем религии, исполняющий первостепенные обязанности, возложенные на него Всевышним Аллахом: пятикратную молитву, пост в месяц Рамазан, выплату обязательной милостыни (закят) и посещение заповедной мечети в Мекке (хадж).

Понятие «непрактикующий» подразумевает человека, принявшего ислам, т.е. также являющегося последователем религии, но не исполняющего первостепенные обязанности, предписанные ею. Выражаясь по-другому, это верующий, пренебрегающий выполнением религиозных предписаний, что, согласно исламу, является греховным и влечёт наказание в Судный День.

Практическая сторона религии важна для сущности человека в целом, т.к. играет роль духовного насыщения и внутреннего умиротворения и, как следствие, пренебрежение ею ведет к разрушению целостности личности.

Для исправления данного обстоятельства и сохранения истинной веры необходимо выявить первопричины её возникновения и разобраться в тех вопросах, которые являются базовыми, имеют первостепенное значение в направлении сознания к правильному мировоззрению с точки зрения ислама и к полноценному осознанию ответственности перед Творцом за свои деяния.

Поступки человека реализуются на основе тех ценностных ориентиров, которые в нём сформировались с детства благодаря определенным институтам воспитания, таким как семья, традиции, система образования и т.д. В то же время с возрастом возникает потребность личности в миропонимании и осознании того, кем он является и в чём заключается смысл существования. Именно подобные вопросы становятся отправной точкой для формирования образа жизни и мировоззрения.

Значимость сохранения и совершенствования веры для современного индивида более чем велика. Принимая во внимание события, происходящие в мире, например, несоблюдение прав других людей и неисполнение своих обязанностей, глобализация проблем морально-нравственного плана; тенденция к росту преступлений, совершаемых в наши дни: суицидов, убийств (на примере Перми, Казани, Костромы), педофилии и т.д., – можно с уверенностью говорить о необходимости проведения соответствующей работы над самосознанием и морально-нравственными устоями общества. Религия, одной из главных задач которой является воспитание, привитие высоких нравственных качеств, как ничто другое, имеет огромный потенциал в улучшении и исправлении данной ситуации.

Полное понимание себя, своего предназначения, своей роли в жизни способствует формированию благоприятной среды для существования в социуме. В связи с этим необходимо выделить первостепенные вопросы, ответы на которые позволят решить проблему с самоопределением человека и его миропониманием. К сожалению, именно в отношении их в современном мире имеется значительная несогласованность, вызванная в первую очередь дефицитом духовного просвещения в период прошлого столетия.

В роли ключевой основы самосознания выступает такая закономерность, как «жизнь» и «смерть». Мало кто имеет представление о том, что из себя представляет смерть и чего ожидать после неё. В современных реалиях, человек, увлеченный удовлетворением своих потребностей и разного рода прихотей, не желает задумываться и, более того, избегает малейшей мысли о том, что его жизнь когда-нибудь закончится, а сам он перестанет существовать. Однако именно данное обстоятельство служит первопричиной возникновения вышеупомянутых проблем социума.

Подобный расклад жизненных приоритетов, как правило, позволяет говорить об имеющейся проблеме понимания термина «жизнь» и о несоответствующем осознании её ценности, т.е. нельзя познать смысл жизни, не имея знаний о том, что такое смерть. Как, например, мы не будем знать о том, что такое свет, без представления о тьме.

Религия, как ни что другое, является единственным авторитетным источником этих ценных знаний. Духовность, внутреннее согласие с тем, что мир сотворён, есть неотъемлемая часть природы человека. Испокон веков наблюдается привязанность народов к какой-либо религии, пусть даже примитивной и ложной, как например, язычество, идолопоклонство и т.п., что, безусловно, говорит о потребности человека в некоем высшем разуме и лишний раз доказывает истинность существования Создателя.

На пути решения проблем, связанных с тенденцией разложения морально-этических норм и утратой общечеловеческих ценностей, следует затронуть жизненно важные вопросы, которые консолидирует в себе религия: Кто я? В чем смысл жизни? Какова главная цель в жизни? Что самое важное и ценное в жизни?

  • Вопрос первый – «Кто я?»

Одна из главных задач, стоящих перед каждой личностью, – решение вопроса, связанного с самоопределением, с познанием самого себя. Найти ответ на вопрос «кто я?» жизненно важно для каждого индивида, т.к. от этого напрямую зависит уровень самовыражения и самоотдачи человека, а также качество его жизнедеятельности в общем.

Каждый рано или поздно задумывается о своём начале, о своём происхождении (Откуда я? Кто я? Зачем я?). Постижение своей сущности, того, кто я есть, отвечает за упорядочивание жизненной позиции, за понимание того, что по-настоящему самое важное, за познание своей главной цели, т.е. изучение самого себя. Исходя из этого, вытекает волнующий вопрос: «насколько правильно установлены жизненные ориентиры и расставлены приоритеты человека сегодня?».

Особенность религии заключается в том, что именно она даёт человеку ответы на самые значимые и ключевые для него вопросы, относящиеся к категории базовых и первостепенных, представляющие собой точку опоры в самореализации.

Религия решает проблему, связанную с поиском самого себя, предоставляя истинные знания о том, что человек есть создание Творца. Непререкаемая истина, которую должен понять человек на пути самопознания, заключается в том, что он – «создание» (махлюк), не возникший сам по себе, а творение, и всё, что его окружает, – блага для поддержания его жизни, предоставленные ему его Творцом.

В Священном Коране говорится:

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

Принятие данного положения, соглашение с ним и убежденность в его истинности создает некие регулирующие рамки, которые определенным образом влияют на поведение личности. Несогласие с божественностью этого мира, напротив, противостоит формированию непререкаемых постулатов.

Человеку необходимо помнить о том, что кроме всяческих статусов, которые он может иметь в течение своей жизни (сын, дочь, отец, мать, муж жена, статус в трудовой деятельности и т.д.), изначальный, вечный и главный статус – «раб Аллаха» (габдуллах).

Принятие себя в качестве творения Всевышнего заставляет задуматься о мироздании и скрупулезно разобраться в том, что такое жизнь. Не что другое, как истинное осознание своего положения (раба Творца) в этом мире, позволяет задуматься об обязательствах, которые имеют статус непререкаемых и первостепенных, и приводит к их исполнению в соответствующем качестве. Речь идёт об обязательствах в отношении самого себя, направленных на собственное благополучие; об обязательствах в отношении окружающих: близких, родственников, соседей, знакомых и незнакомых; об обязательствах в отношении благ: здоровье, пропитание, воздух, вода, окружающий мир; наконец, об обязательствах в отношении создателя, исполнение которых выражает нашу веру, преданность и благодарность, играет основную роль в сохранении и совершенствовании общечеловеческих принципов.

Из данного положения можно определить следующую закономерность:

–        являясь рабом Всевышнего, Создателя мироздания, личность сохраняет свою общечеловеческую идентичность, направленную на благо этого мира и на постижение достойного положения в мире вечном.

–        являясь рабом чего-либо другого, например, богатства, чревоугодия, похоти, общественного статуса и т.д., общечеловеческие принципы и благородная мораль, направленные на сохранение человечности, утрачивают силу и подвергаются искажению.

  • Вопрос второй – «В чём смысл жизни?»

В современном обществе познание человека о смысле жизни, о значимости его существования достаточно размыто. В качестве смысла своего существования выступают различные варианты ответов: создание семьи и воспитание детей, успешная карьера, материальное богатство и т.п. Однако они сопровождаются сомнениями и в то же время удивлением человека по поводу того, что он, как оказывается, не имеет представления об этом.

Познание смысла жизни особо значимо для каждого индивида. Именно понимание своего предназначения позволяет правильно расставить приоритеты и идти по жизни в верном направлении, не подвергаясь ошибочным мнениям и губительным мыслям, которые в итоге могут привести к непоправимым последствиям.

В качестве примера проанализируем проблему суицида. Тенденция распространения данного рода преступления является прямым отражением проблемы непонимания значимости собственной жизни.

Согласно официальной статистике, в мире каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. В данную статистику попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастных случаев» (падение с высоты, аварии на дорогах, передозировка лекарственными препаратами) на самом деле является суицид. В связи с этим считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства.

Стоит отдельно рассмотреть количество совершенных самоубийств молодыми людьми. За последнее десятилетие число суицидов среди молодежи выросло в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15–19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Основные причины этого – неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, недостаточное внимание родителей, одиночество, страх перед будущим и т.п.[1]

«По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2019 году 700 тысяч человек покончили с собой. Каждая сотая смерть в мире – это результат самоубийства. В Европейском регионе ВОЗ ежегодно совершается около 140 тысяч самоубийств. К этому региону относятся многие страны с самыми высокими показателями суицидов, в том числе Россия. По данным СМИ, в 2019 году по числу самоубийств наша страна заняла третье место в мире. В ВОЗ напоминают, что чаще всего в результате самоубийств умирают люди в возрасте от 15 до 29 лет»[2].

Основанием для суицида практически всегда выступают вопросы бытового характера: проблема материального обеспечения, семейные конфликты, алкогольное опьянение, проблема социальной адаптации (особенно среди молодежи) и т.д. Всё это – причины поверхностного плана, по сути своей, являющиеся преодолимыми сложностями и трудностями жизненного пути, со многими из которых, в принципе, неизбежно сталкивается человек. Разница лишь в том, что кто-то преодолевает их и продолжает жить, а кто-то сдается и заканчивает свою жизнь. Первопричина подобного рода преступлений – отсутствие истинного понимания о значимости своего существования.

Осуществлять сдерживающую функцию и мотивировать личность к будущему благополучию должно нечто особенное, значимое и постоянное, не ограничивающееся только материальной выгодой. Ценное настолько, что должно быть актуально как для жизни в этом мире, так и для жизни вечной. Поэтому, отвечая на вопрос о смысле своего существования, религия напоминает, что Всевышний Аллах сказал:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمْ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же мне и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне» (20:14)

Вера, поклонение своему Создателю – фактор, позволяющий отвлечься от сугубо материального подхода к существованию и сконцентрироваться на более ценном и значимом, что приводит к настоящему осознанию своей жизни, к предотвращению губительных поступков.

Говоря о поклонении, следует отметить, что оно не ограничивается выполнением обязательных (предписанных) религиозных обрядов. Понятие «поклонение» вбирает в себя куда более широкий спектр действий. Образ жизни человека, соответствующий положениям и рекомендациям религии, среди которых отстранение от запретного, совершение блага и призыв к нему, выполнение своих обязанностей в отношении к окружающему, соблюдение прав других, милосердие, умение прощать и т.д., есть поклонение и повиновение своему Творцу, естественно, при том условии, что это сопровождается истинным вероубеждением. Т.е. главная задача, стоящая перед человеком – это признание Бога, довольство жизнью, данной Им, руководство божественными положениями и рекомендациями.

  • Вопрос третий – «Что самое важное и значимое?»

«Что является самым важным в жизни?» – для многих, вопрос довольно сложный и неоднозначный.

Чтобы понять, что же для личности является самым важным, достаточно обратить внимание на то, о чём он беспокоится больше всего и во что вкладывается в течение всей своей жизни. Выражаясь более точно: на что в основном человек тратит своё драгоценное время, на что направлено его внимание, на что расходует свои силы, чем дорожит и что ценит больше всего?

Как можно заметить, со временем ценностные ориентиры личности меняются: в юношеском возрасте преследуются одни цели, в 30–40 лет они заменяются другими, а в более старшем возрасте – совершенно иные желания и ожидания.

Чаще всего о потраченном времени, прошедших днях и годах жизни, совершенных поступках, утраченной молодости и силах человек задумывается в пожилом возрасте. Именно в это время человек начинает размышлять о значимости пройденной жизни в целом, о том, насколько верным был этот путь. Ведь бесспорно, жизнь бесценна, она одна, и провести её впустую, бессмысленным образом – одно из величайших упущений!

Раскрывая смысл жизни, религия даёт знания о том, что же является для человека самым важным и значимым, выступает в качестве главного постулата, в отношении которого ему необходимо быть предельно внимательным.

В Священном Коране сказано:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمْ الْخَاسِرُونَ

«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток (63:9).

 

وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ

«… а поминание Аллаха более велико (чем другие деяния)…» (29:45)

Как видим, религия указывает на другую, более значимую сторону, нежели материальный достаток, карьера, физиологические данные или ещё какие-либо искусственно созданные человеком ценности и понятия. Самым важным и значимым несомненно должно являться то, к чему в конечном итоге предстоит возвращение после пройденного жизненного пути. Ведь жизнь – своего рода великое испытание, а смерть – этап отчёта.

Всевышний Аллах сказал:

كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتًا فَأَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему» (2:28)

Сегодня отношение человека к Господу, к сожалению, позволяет констатировать факт несоответствия учениям формата связи с Ним. Это ярко выражается в оставлении главных религиозных постулатов и обязательств, в пренебрежении религиозными основами, когда человек, уделяя большее внимание материальной стороне жизни, например, отказывается от выполнения пятикратной молитвы, ищет оправдания в отсутствии времени, занятости и т.д., хотя причина в первую очередь кроется в отсутствии желания, осознания ответственности перед Богом.

Религия указывает на то, что не может быть в жизни человека ничего более великого и значимого, чем Сам Создатель мироздания. Ничто в этом мире не может сравниться по своей важности с Всевышним Аллахом, а потому поминание Его – главнейшее для человека, Его создания. Обязательные обряды поклонения, которые имеют статус предписанного, несут собой не что иное, как одну из первостепенных функций – почитание Создателя. Это действия, которые в первую очередь направлены на то, чтобы человек не терял связь со своим Создателем и находился в процессе совершенствования своего отношения к Нему. Именно посредством поминания человек приближается к своему Господу как духовно, так и физически, поддерживая правильный образ жизни и отдаляясь от греховного. Оставление же поминания влечёт за собой упущения и величайший убыток перед Господом, т.к. всё остальное в этом мире имеет второстепенную значимость.

  • Вопрос четвертый – «Какова главная цель?»

Цель в жизни – важный фактор самосохранения. Она мотивирует человека к определенным достижениям, формирует мысль о своей значимости для окружающих и общества в целом. Решение задач для достижении цели задаёт некий тонус, позволяющий поддерживать жизнедеятельность индивида. Существование без неё губительно для личности, что находит своё отражение вначале на психологическом уровне, затем и на физиологическом. Цель может быть поставлена как отдельным человеком, так и целой группой, общностью. В то же время можно выделить такие два ее вида, как цель, досягаемая в скоротечной перспективе, и цель, досягаемая в долгосрочной перспективе.

К понятию «скоротечная перспектива цели» относится все, что ограничивается материальным миром. Достижение скоротечной цели – факт явный, что может быть связано с успехами личностного развития, например, карьерный рост, спортивные рекорды и т.п., либо с удовлетворением любых других жизненных потребностей (удовлетворение одной из них, как правило, ведет к возникновению другой).

Что же касается долгосрочной перспективы цели, то здесь речь идёт о задачах более величественных, не ограничивающихся материальным миром и, соответственно, не имеющих явного результата в нём. Главное стремление раба заключается в снискании довольства своего Создателя.  Особенность этой цели заключается в том, что она, включая в себя страх и надежду, оставаясь актуальной и значимой, сохраняет интригу вплоть до полной утери всех средств материального мира. Результатом же достижения цели выступает воздаяние рабу в соответствующем его делам качестве, воздаяние, основанное на довольстве или недовольстве Создателя Своим творением.

В Священном Коране сказано:

وَعَدَ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَمَسَاكِنَ طَيِّبَةً فِي جَنَّاتِ عَدْنٍ وَرِضْوَانٌ مِنْ اللَّهِ أَكْبَرُذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (9:72)

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُوْلَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ(7)جَزَاؤُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ذَلِكَ لِمَنْ خَشِيَ رَبَّهُ(8)

«Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из творений. Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (98:7-8)

Достижение довольства Аллаха есть величайшая цель, осуществление которой возможно только в случае совершения действий, согласующихся с руководством Всевышнего и не противоречащих Ему. Действия, имеющие как прямое отношение к Господу в форме исполнения человеком предписанного, так и косвенное, возникающее посредством пользования благами этого мира.

Исходя из вышеизложенного становится ясно, что представленный ряд вопросов являет собой комплекс направлений, напрямую связанных с самобытностью, от качества понимания которых зависит и качество жизни в целом. Уровень духовности, её сохранение, а также работа над её совершенствованием – это важная задача, решать которую необходимо на постоянной основе. Человеку, имеющему как телесное, так и духовное происхождение, необходимо помнить о том, кем он является, над чем ему следует работать, дабы уберечься от дурного, сохранить себя, свою честь и высокие нравы.