В Академии обсудили вопросы реализации концепции Болгарского научно-образовательного кластера

8 ноября в Болгарской исламской академии состоялось рабочее совещание, посвященное обсуждению первоочередных проектов реализации концепции Болгарского научно-образовательного кластера, разработанных рабочей группой. Напомним, что функции координатора рабочей группы были возложены на проректора по образовательной деятельности Академии Рустема Гильмутдинова, а научного руководителя – на директора Совета по исламскому образованию Рафика Мухаметшина.

В совещании приняли участие главный советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Попечительского совета Академии Абдул-Хаким Султыгов, главный советник отдела государственно-конфессиональных отношений Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Раиса Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Аскар Гатин, ректор Болгарской исламской академии Фархат Хуснутдинов, директор СИО, ректор Российского исламского института и Казанского исламского университета Рафик Мухаметшин. Также в рабочем совещании приняли участие проректор по научной деятельности РИИ Рафис Закиров, директор Казанского медресе Имени 1000-летия принятия Ислама Ильяс хазрат Зиганшин, заместитель директора медресе «Мухаммадия» Рустам хазрат Хайруллин, заместитель директора по учебной работе Альметьеского медресе им. Ризаэддина Фахреддина Гульфира Мартынычева, а также представители Академии наук Республики Татарстан: директор Центра исламоведческих исследований Ринат Патеев и заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани Марат Гибатдинов. В качестве почетного гостя в совещании принял участие муфтий Луганской Народной республики Мухаммад Исмаил хазрат Гамбаров.

В ходе заседания главный советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Попечительского совета Академии Абдул-Хаким Султыгов, анализируя проекты, представленные рабочей группой, отметил важность их надлежащего оформления, включая поквартальную разбивку для представления в Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Он подчеркнул особое значение Общероссийского научно-методического семинара-практикума по формированию научно-исследовательских компетенций в исламских вузах и медресе, проходящего в Академии в рамках реализации первоочередных проектов концепции БНОК при поддержке Фонда. Абдул-Хаким Султыгов предложил проведение такого семинара раз в полгода, а также включить это мероприятие в перечень проектов рабочей группы для предоставления в Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Также он напомнил, что главная задача концепции БНОК состоит в создании эффективной научно-образовательной среды отечественного образования от медресе и исламских вузов до исламской академии; в обеспечении единства трех уровней исламского образования по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации имамов и научно-педагогических кадров исламских образовательных организаций в рамках выстраивания системного взаимодействия со светскими учебными и академическими организациями.

Абдул-Хаким Султыгов подчеркнул, что к такой ответственной совместной работе по реализации концепции БНОК, принятой Советом учредителей Академии, мусульман обязывает следующий аят Священного Корана: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура «Семейство Имрана», аят 103).

Только таким путем, отметил Султыгов, мы шаг за шагом будет продвигаться к реализации стратегической задачи, поставленной нашим Президентом В.В. Путиным на исторической встрече с муфтиями духовных управлений мусульман России в Уфе в октябре 2013 г. – воссозданию собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и будет признана большинством ученых исламского мира.

Ещё одно важнейшее направление работы, на котором сделал акцент Абдул-Хаким Султыгов – преподавание дисциплины «Гражданская идентичность мусульман России». Он подчеркнул неразрывную связь веры и любви к своей Родине – России, духовного и гражданского патриотизма – готовности встать на защиту духовных ценностей и жизненно важных интересов народа и государства. В этом смысле, отметил Султыгов, эти вопросы должны изучаться не только в качестве отдельной дисциплины, а обсуждаться и в рамках преподавания собственно религиозных предметов. Ибо Священный Коран и Сунна обращены ко всем поколениям верующих, и к российским мусульманам, здесь и сейчас, как и ко всем мусульманским народам XV века Ислама.

В свою очередь Рафик Мухаметшин в своём выступлении подробно остановился на количественных и качественных характеристиках развития отечественного исламского образования. По количественным показателям мы добились впечатляющих успехов (в России действует порядка 80 мусульманских учебных заведений). Теперь главное – работать над неуклонным повышением качества получаемого образования, эффективности исламских образовательных учреждений. «Для повышения качества образования все исламские образовательные учреждения – медресе, институты, университеты и Академия – должны быть связаны между собой теснейшим образом, включая гармонизацию учебных программ. Да, мы приняли единые стандарты исламского образования, но на этом не стоит останавливаться», – подчеркнул Мухаметшин.

При этом важно понимать, что относится к критериям определения глубины исламского образования. Сюда входит работа с работодателями, выявление необходимых компетенций и понимание тех требований, которые сегодня предъявляются на рынке труда. Во всём этом процессе важную роль, по мнению спикера, играет Болгарский научно-образовательный кластер.

Спикер предложил провести специальное совещание (в смешанном формате) по актуальным вопросам трудоустройства выпускников исламских образовательных учреждений с участием профильных заместителей председателей основных духовных управлений мусульман России.

В завершении своего выступления Рафик Мухаметшин отметил важность запуска новой серии изданий «Современная богословская мысль», куда войдут труды учёных, которые оказали значительное влияние на мусульманское сообщество.

По словам главного советника отдела государственно-конфессиональных отношений Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Раиса РТ по вопросам внутренней политики Аскара Гатина, такие труды могут и должны стать хорошим подспорьем для научно-исследовательской работы магистров и докторантов Академии. «При выборе работ для последующего издания нужно понимать, как и где они могут быть использованы. Одновременно с этим крайне важно своевременно сообщать о выходе в свет подобных изданий», – добавил спикер.

В выступлении проректора по научной деятельности Академии Руслана хазрата Тагирова был сделан упор на важности усиления научно-исследовательских компетенций слушателей Академии. Он подчеркнул, что магистранты и докторанты должны владеть не только богословской, но и общенаучной методологией, чтобы представлять на суд общественности актуальные исследования.

Директор Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ринат Патеев, также затронув вопрос трудоустройства выпускников религиозных вузов, добавил, что надо учитывать и запросы простых мусульман, живущих повседневными заботами и проблемами. Этот момент крайне важно учитывать при разработке методики и технологий для эффективной работы с уммой.

Следующее рабочее совещание, посвященное подведению итогов деятельности рабочей группы, состоится уже в декабре. В частности, рабочей группой будет представлен перечень основных вопросов, связанных с трудоустройством выпускников исламских учебных заведений, которые планируется обсудить на специальном совещании с представителями руководства духовных управлений мусульман России.